Этнологи: за годы независимости украинцев в Одессе стало больше, а украинского языка — меньше (фото)

logo
391772_jetnologi_za_gody_nezavisimosti_ukraincev.jpeg


За годы независимости удельный вес украинцев среди населения Одессы вырос с 49% до 77%, при этом доля граждан, предпочитающих общаться на государственном языке, сократилась с 15 до 3%.  

Таковы данные исследований социологического центра «Пульс» за 1991-2015 годы, которые приводит автор статьи «Межнациональные отношения и культурная ситуация в Одессе за годы независимости» Елена Князева. Работа доцента кафедры социологии ОНУ имени Мечникова и сотрудника «Пульса» опубликована в сборнике «Этнология Одессы», презентация которого прошла вчера.

Князева считает, что рост удельного веса украинцев обусловлен явлением, которое она назвала «соблазном титульной нации»: дескать, принадлежность к таковой дает определенные социальные преимущества, что заставляет многих людей идентифицировать себя как украинцев вопреки «патриархальным традициям». Об этом, в частности, свидетельствуют результаты проведенного в 2011 году опроса студенческой молодежи Одессы. Так, 13% респондентов, у которых отец и мать русские, назвали себя украинцами, а среди тех, у кого отец русский, а мать украинка, русскими назвали себя всего 34%. Правда, какие именно социальные преимущества дает принадлежность к «титульной нации» в Украине, Князева не сообщает.

Причина снижения удельного веса тех, кто предпочитает пользоваться украинским языком, ученому неизвестна. Она предполагает, что это связано с некой «попыткой осуществить украинизацию русскоязычных одесситов административными методами, внедрением «сверху» языковых и иных норм поведения и деятельности». При этом резкое уменьшение процента украиноязычных, с 15 до 3%, произошло, если верить «Пульсу», в 1992-1993 годах. В 2007 году доля их выросла до 6%, а уже в 2009-м снова упала до 3%. Никаких объяснений этим странным пертурбациям автор не дает, ограничиваясь сомнительным тезисом о насильственной украинизации, которая якобы заставила украиноязычных украинцев отказаться от родного языка.

В целом же сборник заслуживает внимания. Он объединяет материалы восьми авторов, в основном сотрудников Одесского университета. Больше всего статей дали инициаторы создания книги, доктор исторических наук ОНУ Александр Пригарин и доктор Западно-чешского университета Петр Лозовюк.

Работы охватывают широкий круг тем. Здесь и одесская кухня, и этнология одесской торговли («Рынок как базар» — о Привозе и Седьмом километре), и праздничные практики одесситов (в том числе новейшие — Юморина, День города, День государственного флага, Вышиванковый фестиваль, «Утесов-фест» и так далее), и даже особая субкультура жен моряков. Анализируется даже жизненное время морячек, которое, по мнению автора, кандидата исторических наук Галины Стояновой, «несомненно, циклично»: ожидание, встреча, отпуск мужа и проводы. Этнограф цитирует посты, размещенные на интернет-форумах и в соцсетях, публикует положения неформального «Кодекса жены моряка».

«Несмотря на богатую эмпирику и старые исследовательские традиции, Одесса выделяется отсутствием антропологических исследований города в местной историографии, — отмечают авторы. — Презентуемый сборник, скорее, не закрывает пробел, а открывает это направление».

 

Реклама

А поделиться?




Читайте также: