Музей Строительной академии: копия Тадж-Махала, вьетнамская каравелла и самая смешная газета Одессы (фоторепортаж)

logo
371135_muzej_stroitelnoj_akademii_kopija_tadzh_m.jpeg


«Думская» продолжает свою постоянную рубрику, посвященную малоизвестным музеям Одессы. Сегодня мы побываем в хранилище Государственной академии строительства и архитектуры – вуза, который вот уже почти 90 лет снабжает не только нашу страну, но и весь мир первоклассными архитекторами, гидротехниками, сантехниками и другими профессионалами строительных специальностей.

Музею одесской «стройки» всего 35 лет. Экспозицию архивных фотографий и различных артефактов начала собирать сотрудница вуза Лидия Чепиль. Сейчас ее дело продолжает бывший смотритель музея Николаевского судоремонтного завода Анна Макушина. Смотритель провела нам небольшую экскурсию по залам хранилища.

Официально академия была основана в 1930 году, когда инженерно-строительный факультет «политеха» по решению ЦИК СССР ушел в свободное плавание. Новому институту выделили землю в районе улицы Дидрихсона и заложили первый корпус. Впрочем, в самом вузе ведут отсчет от создания школы десятников при одесском отделении Русского технического общества на Княжеской в 1894 году.

Благодаря архиву здесь можно увидеть виньетки первого выпуска 1932 года и черно-белые снимки из жизни и быта студентов, еще дореволюционные дипломы педагогов. Вместе с институтом был организован и рабочий факультет — дедушка подготовительных курсов.

В те времена студентом рабфака был не безусый юнец — за партой сидели в основном рабочие заводов и фабрик, бывшие матросы и солдаты, прошедшие Первую мировую и гражданскую войны. Массовое строительство жилых домов обновленной после революции империи требовало квалифицированных кадров. В то время вуз был окружен специальным полигоном, где будущие строители практиковались в укладке труб или заготовке асфальтобетонной мастики.

В 1951 году огромной стране понадобились гидроэлектростанции, и инженерно-строительный институт получил название гидротехнического. Вуз оброс новыми факультетами и специальностями. И полетели выпускники ОГТИ по всей стране перегораживать реки и возводить плотины.

Одесситы принимали участие в большинстве всесоюзных и национальных строек: возводили заводы, жилые кварталы, гидроэлектростанции, планировали районы и прокладывали трубопроводы. Были среди выпускников и герои соцтруда, и целые министры транспортного строительства, и даже один мэр Одессы – Валентин Симоненко.

Любопытно, что начиная с 1944 года ОГАСА возглавляют исключительно его выпускники. По словам выпускника факультета конструирования в промышленном и гражданском строительстве, а ныне ректора вуза Анатолия Коврова, это вполне закономерно.

«Наша академия всегда отличалась очень крепким и сплоченным коллективом, — рассказал Анатолий Ковров. — Это своего рода традиция — решать все стоящие перед вузом задачи сообща. Здесь важна работа и ректора, и педагогического состава, и каждого студента».

Среди выпускников и преподавателей института большое количество ученых с мировым именем. Так, профессор, доктор физико-математических наук Марк Крейн смог поступить в аспирантуру ОНУ имени Мечникова, не имея высшего образования. Ученый был признан далеко за пределами Советского Союза, а одна из его монографий была опубликована в 1970-х годах в Соединенных Штатах Америки. В 1948 году по приказу министерства просвещения он был уволен из университета, а двумя годами позже его исключили из Института математики АН УССР. Репрессии совпали с объявлением борьбы с «безродными космополитами», проще говоря евреями. Но в 1954 году математик с мировым именем смог восстановиться уже в Одесском инженерно-строительном институте, где возглавил кафедру теоретической механики.

Еще один известный преподаватель — архитектор Моисей Замечек. Выдающийся зодчий еще до революции 1917 года украсил Санкт-Петербург множеством величественных зданий. После переезда в Одессу, наряду с преподаванием в инженерно-строительном институте принимал участие в работе комитета по охране памятников культуры города. Именно Замечек смог систематизировать и изучить архитектуру нашего города с точки зрения ее архитекторов: Боффо, Торичелли, Моранди, Тома де Томоне.

В музее представлено большое количество макетов зданий – это дипломные проекты выпускников архитектурно-художественного факультета. Когда-то их делали исключительно из картона и дерева, как, к примеру, копию Тадж-Махала. Сейчас в помощь студентам администрация академии закупила 3-D принтеры и фрезерный станок с ЧПУ.

Несколько стендов посвящены прикладным научным разработкам сотрудников академии: от керамзитобетона и монокристалла, выращенного в форме скрипичного ключа, до огромной камнерезной машины, взявшей диплом третьей степени на ВДНХ в Киеве.

Академия может похвастаться двумя необычными печатными изданиями. Первое – самая старая вузовская газета. Шутка сказать, летопись институтской жизни «Кадри будівництву» начала издаваться 5 мая 1932 года (по другим данным 1937 года). Старые, пожелтевшие страницы, усеянные мелкими печатными буквами, отлично проливают свет на работу официальных СМИ во времена тоталитарного режима. Половина разворота весеннего выпуска 1939 года ожидаемо восхваляет Съезд Коммунистической партии в далекой Москве. Вторая рассказывает читателям о равноправии женщины в советском строе и ее месте в произведениях Тараса Шевченко. И все это на красивом украинском языке. К 80-м газета стала русскоязычной.

Полная противоположность «рупору» – шутливая стен-газета, которую своими силами издавали, а точнее рисовали, студенты в 1940-1970-х годах. Вместо партийных штампов и обязательных лозунгов, с разворота первоапрельских выпусков смотрят карикатуры, шаржи, в героях которых можно без труда разглядеть то, что по-настоящему заботило советского студента. Особым успехом пользовалось усердие вахтеров и уборщиц. Карикатуры на женщин в платочках и с ведром, преграждающих студенту путь к заветному лифту или уборной, кочуют из выпуска в выпуск.

В отдельный стенд собраны всевозможные подарки, которые академии в разные годы презентовали международные делегации и иностранные студенты. Например, каравелла, вырезанная из рога неустановленного животного представителями Вьетнама, соседствует с национальным мужским халатом абитуриента из Йеменской республики и гербом Ганы из черного дерева.

ОГАСА и сейчас серьезно развивает международное сотрудничество, а выпускники Академии востребованы далеко за рубежом. А значит, коллекция музея будет пополняться новыми экспонатами.

Автор Александр Гиманов

Реклама

А поделиться?




Читайте также: