Скамейка, улица, фонарь: перед переездом одесский Театр «На Чайной» порадовал спектаклем «Старики» (фото)

logo
252899_skamejka_ulica_fonar_pered_pereezdom_odes.jpeg


В конце августа Театр «На Чайной» окончательно и бесповоротно переезжает. Из театрального суеверия раньше времени говорить о том, по какому адресу искать новый «приют комедиантов» директор Театра «На Чайной» Александр Онищенко отказывается, хотя признается, что театралам новый вариант дислокации понравится.

Вместе с тем, до конца сентября в малом зале на Карантинной, 21/1 «чайники» будут продолжать давать спектакли. Например, премьерных «Стариков» по пьесе итальянского драматурга Альдо Николаи «Железный класс».

Александр Онищенко, поставивший этот спектакль, погрузил героев в атмосферу неореализма – на экране мелькают черно-белые кадры с резвящимися итальянскими детишками, которые за неимением игрушек используют щепки, камни, пеленают котят, танцуют с собачками, водят кур на веревочках. Примерно в такой обстановке растили своих неблагодарных, как выяснилось, детей два старика, повстречавшие друг друга на парковой скамейке. Повороты сюжета и появление третьего персонажа, старушки, сопровождаются миганием фонаря, есть тут и аутентичная урна – в нее герои отправляют фантики от карамелек и журнал с непристойно оголенной моделью на обложке.

«Тут тебе и живот… и ноги…» — благосклонно заметит улыбчивый старикашка. А ворчун возразит, что этакого непотребства в их время не печатали, зато женщин они сами раздевали, куда как интереснее было…

Когда-то в театре Джульетт играли исключительно пожилые артистки, считалось, что молодые не справятся. У «чайников» стариков играют молодые и блестяще справляются. Весельчака Луиджи Палью, страдающего нарушениями опорно-двигательного аппарата, играет Влад Костыка из ТЮЗа, ворчливого и полуслепого Либеро Бокку — Денис Фалюта из музкомедии. На добрых десять лет их обоих моложе бывшая воспитательница Амбра (актриса театра кукол Валерия Задумкина), она страдает разве что гипертрофированной любовью к кошкам (ну, это психика) и излишней полнотой (в роли полноты – знаменитая театральная «толщинка», преображающая стройную фигурку Леры).

Грима как такового нет, зато есть потрясающая натуралистическая игра. У Пальи вставная челюсть, к которой он так до конца и не привык, в речи это весьма ощущается. Амбра все улыбается и щебечет, щебечет – прототип усмотрели в одной одесской даме, часто посещающей Театр «На Чайной».

Старички трогательно и мило выясняют отношения со всем накалом итальянского темперамента, ревнуют друг друга к Амбре и ее друг к другу, а между тем оказывается, что зависеть от взрослых детей порой бывает хуже, чем не иметь их вовсе. Не в детях счастье. Вы не знали?

Луиджи на полгода старше, он «апрельский». Все время мерзнет, поэтому не расстается с джемпером и шляпой. Либеро, тот «октябрьский», надевает шляпу, когда мерзнет, а обычно она ему не нужна. Кто верит гороскопам – присмотритесь к героям, похоже на правду!

Альдо Николаи своих двух ветеранов, которых в молодости называли «железными людьми», списал отчасти и с себя. Родившийся в 1920 году драматург во время войны был узником немецкого концлагеря, а Луиджи-артиллерист и Либеро-пехотинец увидели своими глазами, как умирали на поле боя их сверстники.

«Война уничтожила почти всех, кому было по двадцать», — ворчит Либеро Бокка. А дети, на которых всю жизнь спину гнули, не уважают овдовевших старичков. По правде говоря, фантастические планы побега можно было реализовать по-другому. Луиджи Палья, которого дочь хочет сдать в богадельню, мог бы попросить руки незамужней бабулечки Амбры, у нее же вполне уютная квартирка, и нет детей, которые могли бы диктовать свои условия. Хватит ей котам хвосты крутить, хоть на старости лет завела бы в доме мужчину! Ну, а с Либеро Бокка по-прежнему могли бы дружить, сидеть в парке на скамейке, угощаться карамельками и кое-чем покрепче. Поворчал бы Либеро для порядка, что Амбра никакая не воспитательница, а бывшая проститутка, да и смирился бы…

Но в хороших пьесах все, как в жизни, то есть конец непременно трагичный. В качестве финала «чайники» еще и танго втроем спляшут, словно освободившись от груза лет. А что же неблагодарные дети? А Бог им судья. Следующий спектакль «Старики» можно увидеть 23 августа в 19:00 – воспользуйтесь возможностью посетить «намоленный» малый зал.

Автор Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева.

А поделиться?



Читайте также: