Охрана памятников культурного наследия: одесская ситуация и мировой опыт

Охрана памятников культурного наследия: одесская ситуация и мировой опыт «фото»

18 декабря 2021, 10:51

Охраной памятников культурного наследия в Одессе занимается профильное управление в составе муниципалитета. За текущий год управление провело работу, которая уместилась в три новости, одна из которых касается корректировки историко-архитектурного опорного плана города.

Презентация, которая касается документа, описывающего более 1 600 памятников культурного наследия, уместилась в восемь страниц документа!

До сих пор в историко-архитектурном опорном плане есть границы участка центра Одессы, который хотят номинировать на внесение в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Дискуссии вокруг этого идут не первый год, но ситуация с состоянием исторического ареала в центре города не становится лучше.

Даже в центральном ареале, ограниченном улицами Преображенской, Греческой (исключая Греческую площадь), Приморской и частью Польского спуска, есть серые пятна «дисгармоничной застройки», которые станут серьезной преградой на пути включения этого ареала в состав «списка наследия ЮНЕСКО».

С 1977 года каждый объект культурного наследия перед включением в Список всемирного наследия должен пройти тест на подлинность: проекта, материала, мастера исполнения и подлинность окружающей среды.

В США существуют разные подходы к охране памятников культурного наследия. Они меняются от штата к штату. Но на федеральном уровне есть Национальный фонд сохранения исторического наследия (National Trust for Historic Preservation). Это некоммерческая организация, созданная Актом Конгресса (1949).

Закон о сохранении национального исторического наследия был принят только в 1966 году, ему предшествовали менее влиятельные законодательные акты: Закон о древностях (1906), Закон об исторических местах (1935). По сути, только в 1960-е гг. в США появилась структура по сохранению исторического наследия, в каждом штате было создано свое собственное бюро по сохранению памятников истории. Работа, которая была проведена в середине 1960-х годов. показала, что половина из 12 тысяч обследованных мест/памятников были или уничтожены, или оказались в поврежденном состоянии.

 

На низовом уровне распространено т.н. частно-государственное партнерство (public-private partnership), участие различных некоммерческих организаций и фондов. Их число весьма велико, как правило, они работают над сбором информации, популяризацией и адвокацией сохранения и реновации старых зданий, представляющих историческую и культурную ценность. В частности, неправительственная организация Baltimore Heritage (Наследие Балтимора) смогла на свою историю отстоять четыре исторических здания (в одном случае это целый квартал), а ещё шесть проектов по реновации находятся на различных стадиях обсуждения и реализации. Суммарно эта организация привлекла ок. $106 млрд. и отремонтировала порядка 38 000 объектов.

Италия занимает первое место в мире по числу памятников культурного наследия. Неудивительно, что тут действует сложная система учета и сохранения этих самых памятников.

Законодательная база сформирована в 1970-е гг., но ее корни уходят в 1930-1940-е годы. С 1969-го существует Центральный институт каталогизации и документации. В нем сосредоточена информация о каждом памятнике культуры. Информацией могут воспользоваться органы местной и центральной власти, полицейские и таможенные службы, а также научные работники.

В структуре Министерства культуры с бюджетом более полутора миллиардов евро (2015) функционирует Высший институт консервации и реставрации (основан в 1939 г., но под другим названием), что несопоставимо больше украинских реалий.

В 2016 году итальянский министр культуры гневно заявлял, что обвиненным в уничтожении памятников культуры будет грозить до 15 лет тюрьмы.

Франция имеет давние и строгие практики охраны зданий, относящихся к культурному наследию. Первые законодательные акты были приняты более ста лет тому назад (1913).

Каждые 10 лет списки памятников культурного наследия редактируются и дополняются. Тем, кто владеет такими зданиями, не позавидуешь: «собственники лишены права производить какие-либо работы, которые могут изменить облик памятника или ландшафта». С одной стороны, это приводит к ограниченной функциональности здания, с другой – государство дотирует до 50% от суммы, затраченной на реставрацию.

В Париже, помимо всего прочего, действует правило «500 метров». Все работы (реставрационные, ремонтные) в границах 500 метров от памятника культуры осуществляются только после обязательного согласования. Соблюдение этого правила контролирует Департамент истории архитектуры и археологии Парижа.

В целом, французская практика охраны памятников культуры заключается в максимальном устранении всех факторов, которые могут негативно повлиять на здание, но при этом существенно ограничивается право владельца на эксплуатацию. Также во Франции часта коллизия, когда охрану одного и того же памятника осуществляют сразу несколько организаций, учреждений.

Распространена практика работы консультационных органов с высоким уровнем влияния.

Комиссия старого Парижа была основана в 1897 году и состоит из 55 членов, 30 из которых – специалисты в области архитектуры, градостроительства, истории искусства.

Германия строго регулирует охрану памятников культурного наследия. Законодательная база очень разнопланова, так как у некоторых федеральных земель (Гамбург) ее основной являются документы, принятые еще в первой четверти прошлого века. На федеральном уровне существует Национальный комитет по охране памятников культуры. В Германии функционирует База данных национального культурного достояния.

На земельном уровне существуют различные вариации, но, как правило, регулируются все реставрационные, ремонтные работы вплоть до монтажа новой вывески. Может, поэтому во многих старых германских городах нет такого ужаса с наружной рекламой, как в Одессе?

Впрочем, даже такая политика не лишена исключений: 25 июня 2009 года Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО снял статус объекта Всемирного наследия с Дрезденской долины Эльбы по причине разрушения культурного ландшафта. Причина: строительство моста, который поддержала громада Дрездена на референдуме.

Что касается наказания, то самое строгое — до двух лет заключения за проведение незаконных раскопок, а повреждение памятника архитектуры в федеральной земле Саксония может «потянуть» на штраф до полумиллиона евро.

Как мы видим, в большинстве приведенных примеров существует довольно сложная и строгая система, которая позволяет содержать памятники архитектуры в надлежащем состоянии, применяя практики сбора средств внутри громады, распределяя гранты и средства из центрального и местного бюджета, а также оказывая помощь владельцам таких объектов путем вычета налоговых платежей.

Применима ли такая практика для Одессы? Как мы видим по ситуации со многими памятниками архитекторы, должно пройти немало лет, а само здание может достичь состояния руин или близкого к этому, чтобы местные власти приняли первоочередные меры по консервации или реконструкции.

Ранее на USIonline.com — Бульвар Жванецкого и те фильмы, которые там больше не снимут.